Свернуть

Управляющая компания ЮНИТ сервис

Часто задаваемые вопросы

Мы регулярно публикуем ответы на вопросы, которые часто задают жильцы. Возможно, ответ на свой вопрос вы найдёте именно здесь.

Страхование квартиры

  • Как и где оплатить страховку?

    Чтобы присоединиться к программе добровольного страхования, необходимо заплатить полную сумму жилищно-коммунальных платежей и сумму страховки.

    При оплате на сайте ЮНИТ Сервис или через Ю Плюс проверьте, чтобы была установлена метка напротив страховки.

    Если оплачивать через терминал Сбербанка, Сбербанк-онлайн, необходимо выбрать услугу «ЖКУ со страховкой». На квитанции размещено два QR-кода – один для платежа со страховкой, второй – без страховки, если вы оплачиваете квитанцию через терминал или устройство, которое считывает QR-код, то поднесите к считывателю нужный код.

    При оплате через другие банки в назначении платежа нужно указать, что это платеж ЖКУ со страховкой.

  • Кто может оплачивать страховку?

    Страхуется помещение (квартира), а не конкретное физлицо. Поэтому
    страховку может оплатить тот, кто проживает в квартире: собственник,
    родственники, арендатор. При смене собственника квартира остается
    застрахованной до истечения оплаченного периода. Получатель страхового
    вознаграждения – всегда собственник. Если квартиру продали, а квартира
    продолжает быть застрахованной и новый собственник может получить
    страховую выплату, если произойдет страховой случай.

  • Как отказаться от страховки вообще?

    Если вы хотите отказаться от страховки и не хотите, чтобы она включалась в квитанцию в дальнейшем, направьте соответствующий запрос в ЮНИТ Сервис любым удобным способом. При обращении нужно указать свой адрес и номер лицевого счета.

  • Я ошибочно оплатил страховку вместе с ЖКУ, как вернуть деньги?

    По условиям страхования можно отказаться от оплаченной услуги страхования до 5 числа месяца, следующего за месяцем, когда вы внесли плату.
    Например, если вы внесли плату 25 мая, то заявление на возврат средств надо направить до 5 июня.

    Как оформить возврат денег: нужно оставить заявку по телефону диспетчерской службы, через сайт или Ю Плюс, при обращении нужно указать свой адрес, номер лицевого счета и дату, когда был произведен платеж (желательно приложить копию квитанции).

  • Я не давал согласия на включение страховки в квитанцию – это нарушение моих прав!

    Законодательство не запрещает использовать платежный документ, применяемый для расчета за жилую площадь, коммунальные и прочие услуги для оплаты иных оказанных услуг, в том числе страховых.

    Услуга страхования является исключительно добровольной, и вы самостоятельно принимаете решение об оплате страхового взноса.

  • Если наступил страховой случай, а полис потерян?

    Для получения выплаты полис не нужен, нужно подтверждение совершения вами оплаты (чек, квитанция). В случае потери чеков и квитанций, подтверждающих оплату коммунальных платежей с учетом суммы страховки, их можно восстановить в банке. Также подойдет выписка управляющей организации об оплате суммы со страховкой, ее выдаст ЮНИТ Сервис при получении от вас соответствующего запроса.

  • Что делать при наступлении страхового случая?

    Ознакомьтесь с памяткой о том, что делать при наступлении страхового случая.
    Позвонить на горячую линию:
    0530 (звонок бесплатный для МТС, Билайн, Мегафон, Теле2),
    8 800 200 99 77 - для других мобильных операторов и городских телефонов.
    Известить о наступлении страхового случая. Оператор колл-центра сообщит Вам о дальнейших шагах.
    Подать документы для урегулирования убытка можно следующим способом:
    -  обратиться в ближайший филиал компании Росгосстрах (список всех филиалов на сайте компании): https://www.rgs.ru
    Средний срок рассмотрения и выплат - 10 рабочих дней.

  • Я хочу страховать квартиру, но меня не устраивает размер покрытия, как мне его увеличить? Готов платить больше.

    Для увеличения страхового покрытия по договору страхования имущества необходимо обратиться непосредственно в офис страховой компании, где вам помогут подобрать программу страхования с учетом ваших пожеланий. В случае, если вы уже подключены к программе страхования через квитанции, то вам необходимо отказаться от страхования квартиры написав соответствующее заявление в управляющую компанию. Адреса офисов СК Росгосстрах указаны на сайте https://www.rgs.ru

  • Моя квартира уже застрахована в другой страховой компании от ущерба и по гражданской ответственности, если я подключусь к вашей программе, то я смогу получить компенсацию в обеих компаниях?

    В случае, если у вас будет оформлен договор на одно имущество в двух
    страховых компаниях, то выплата страхового возмещения будет
    производиться пропорционально при условии наличия информации у
    Страховщика о «двойном страховании». Подробности нужно уточнить в
    страховой компании, с которой у вас уже заключен договор.

  • Когда начинает действовать страховка?

    Страховка начинает действовать с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором вы ее оплатили. Например, если вы внесли плату 31 мая, то с 1 июня по 30 июня ваша квартира застрахована. Если вы внесли плату 1 июня, то страховка начнет действовать с 1 июля.

  • Где взять полис? Надо идти в офис страховой компании?

    Идти в страховую компанию и оформлять полис не нужно. Полис–оферта доступен к скачиванию с сайта. Прикрепление к программе страхования начинается автоматически с момента оплаты страхового тарифа вместе с жилищно-коммунальными платежами.

  • Почему стоимость страховки именно 250 рублей, что в нее входит?

    Стоимость страховки зависит от размеров страховых сумм. Страховые суммы для данной программы (500 тыс. – страхование отделки и инженерного оборудования, 150 тыс. – страхование движимого имущества, 150 тыс. – страхование гражданской ответственности) были выбраны как наиболее оптимальные. Они отражают средний размер ущерба при наступлении страховых случаев.

    Программа страхования позволяет застраховать квартиру от таких рисков, как пожар, удар молнии, взрыв, стихийные бедствия, повреждения водой (аварии систем, залив), умышленное повреждение имущества другими лицами, внешнее воздействие, террористический акт, гражданская ответственность перед 3-ми лицами.

    По условиям программы, страховая компания не сможет выплатить страховую сумму в случаях, когда повреждение или уничтожение жилья стало результатом умышленных действий жителя, его родственников или арендатора застрахованного помещения. Страховым случаем также не считается ущерб, нанесенный в случае использования или хранения в квартире пиротехнических средств, взрывчатых веществ, любых видов оружия, а также случаи причинения вреда жилью при выполнении работ по переоборудованию, ремонтных и строительных работ в квартире.
    В рамках действия полиса, страхуется не только квартира, но и ответственность жителя перед соседями. То есть, страховая компания компенсирует ущерб, нанесенный жилью соседей, в результате бытовой аварии в квартире. Программа существенно экономит время, не нужно ходить в офис и оформлять полис, услугу можно получить одновременно с оплатой коммунальных платежей. 

  • А почему именно Росгосстрах, почему предложена именно эта страховая компания, а не какая-то другая?


    Страховая компания Росгосстрах - лидер имущественного страхования в России. Опыт работы по данному виду деятельности более 90 лет. Надежность компании подтверждена высоким рейтингом надежности А+ по шкале ведущего российского агентства «Эксперт РА». Компания обладает широкой филиальной сетью, что позволяет оперативно урегулировать убытки.
    Уже несколько поколений россиян страхуют свои квартиры и дома в Росгосстрахе.
    Предлагаемая программа  является добровольной.
    При этом мы с компанией Росгосстрах совместно продумали максимально комфортные условия для жителей:
    - помесячное страхование;
    - удобная форма оплаты добровольного страхования через квитанцию;
    - оптимальная сумма страховой выплаты на основании статистики страховых случаев в жилом фонде.

Текущий ремонт

  • Что входит в перечень работ, относящихся к текущему ремонту жилых домов?

    В перечень работ, относящихся к текущему ремонту жилых домов входит: Устранение мелких деформаций фундаментов, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входы в подвалы. Герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов стен и фасадов; ремонт и окраска фасадов. Частичная смена отдельных элементов перекрытий; заделка швов и трещин; укрепление и окраска перекрытий. Устранение неисправностей стальных и других кровель (крыш), замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции крыш. Восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крылец (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей. Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные. Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях. Установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит. Ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха.

Коммунальные услуги

  • Каким образом рассчитывается размер платы за коммунальные услуги?

    Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из: а) объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными органами); б) соответствующих тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в определенном законодательством Российской Федерации порядке. При расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги применяются: а) тариф на холодную воду (руб./м3); б) тариф на горячую воду (руб./м3); в) тариф на водоотведение (руб./м3); г) тариф на электрическую энергию (руб./кВт*час); д) тариф (цена) на газ (руб./м3); е) тариф на тепловую энергию (руб./Гкал). Применение исполнителем коммунальных услуг при предоставлении платежных документов ставок оплаты за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение и отопление (руб./чел. в мес.) действующим законодательством не предусмотрено.

  • Какие органы уполномочены утверждать нормативы потребления коммунальных услуг?

    Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

  • Что подразумевается под нормативом потребления коммунальных услуг?

    Норматив потребления коммунальных услуг – это месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

  • Как осуществляется перерасчёт за жилищно-коммунальные услуги в случае временного отсутствия жильцов?

    Перерасчёт производится в случае отсутствия жильца более пяти календарных дней. Перерасчёт можно потребовать при условии отсутствия счётчиков за следующие коммунальные услуги: • холодное и горячее водоснабжение, • водоотведение, • электро- и газоснабжение. Плата за жилищные услуги не пересчитывается, и этому есть объяснение – подъезд и двор убираются вне зависимости от того, проживают в доме на данный момент все жильцы или нет. Для того, чтобы произвести перерасчёт, необходимо не позднее одного месяца после окончания временного отсутствия в письменной форме подать заявление на перерасчёт, приложив к нему документы, подтверждающие отсутствие. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться: а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы; б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии; г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии; д) свидетельство о регистрации по месту пребывания; е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал; ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя. Поскольку указанный перечень не является исчерпывающим, потребитель имеет право предоставить исполнителю коммунальных услуг иной документ, достоверно подтверждающий факт и период его временного отсутствия в жилом помещении. В случае возникновения спорных ситуаций, связанных с отказом исполнителя от осуществления перерасчета платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия потребителя на основании представленных документов, потребитель вправе обратиться за разрешением спора в судебные органы. Перерасчёт должен быть произведён в течение пяти рабочих дней.

  • Как действовать, если в расчёте платы за жилищно-коммунальные услуги учитывают нормативы, а не показания индивидуального счётчика?

    Показания индивидуального прибора учёта, если он соответствует предъявляемым требованиям и должным образом зарегистрирован, должны быть приняты для расчёта платежа в обязательном порядке. Если счёт-фактура отображает не показания счётчика, а нормативные расчёты, нужно обратиться в организацию, осуществляющую управление вашим домом. Существует практика, когда перерасчёт, согласно показаниям счётчика, производится по истечении определенного времени, а до того сумма начисляется, исходя из принятых нормативов. В случае необоснованного отказа рассчитывать плату по показаниям индивидуального прибора учёта рекомендуем обратиться в жилищную инспекцию.

  • Что должен содержать акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении их ненадлежащего качества?

    Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 года № 354 (далее Правила), прежде всего, там должны быть указаны параметры нарушения качества, а также время и дата начала не предоставления услуги или предоставления ее ненадлежащего качества. Очень важно отметить, что началом не предоставления услуги будет считаться момент, когда была подана заявка в аварийно-диспетчерскую службу, либо время, указанное в акте, либо время начала нарушений поставки услуг, которое зафиксировал общедомовой или индивидуальный прибор учёта (если это может быть зафиксировано счетчиками). Акт является основанием для перерасчёта размера платы за коммунальные услуги, он составляется в двух экземплярах для каждой из сторон. Примерный перечень параметров нарушения качества предоставления коммунальных услуг (перечень услуг прописывается в договоре на управление МКД): а) если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчётный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении N 1 к настоящим Правилам; б) если давление холодной или горячей воды, а также температура горячей воды в точке разбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; в) если давление сетевого газа в жилом помещении не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; г) если параметры напряжения и частоты в электрической сети в жилом помещении не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; д) если температура воздуха в жилом помещении в многоквартирном доме (в том числе в отдельной комнате в квартире) или в жилом доме ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении N 1 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период; е) если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредоставлении; ж) потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в других случаях, предусмотренных договором.

  • Допускается ли массовое отключение горячего водоснабжения из-за долгов перед поставщиком газа?

    Постановление Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 «Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов». Проанализируем данный правовой акт. Пункт 2: «Настоящий Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжёлым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъёмные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен». Пункт 6: «...В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объёмах». Объекты жилищно-коммунального хозяйства не могут быть отключены на основании данного постановления Правительства в связи с прямым запретом на данное действие в п. 2; ТСЖ и управляющие компании в силу п. 1 ст. 36 ЖК РФ не являются ни собственниками сетей, ни организациями-потребителями. Таким образом, неправомерны отключения МКД от коммунальных ресурсов поставщиками. В данной ситуации следует обращаться в суд общей юрисдикции, и не от юридического лица, а от конкретного жителя. Пункт 2 ст. 14 Федерального закона «О защите прав потребителей» даёт возможность отстоять интересы добросовестных плательщиков за ЖКУ, так как предполагает, что «право требовать возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признаётся за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет».

  • В каком случае организация – поставщик жилищно - коммунальных услуг может приостановить их поставку?

    Без предварительного уведомления потребителя может быть приостановлено предоставление коммунальных услуг в случае возникновения угрозы аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, а также возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. В случае неполной оплаты потребителем поставщик вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг только через месяц после письменного уведомления потребителя. Причём «неполной оплатой» считается задолженность по одной или нескольким услугам, превышающая 6 ежемесячных размеров оплаты. После получения уведомления у должника есть месяц для того, чтобы погасить образовавшуюся задолженность. Если он не сделает этого, за три дня до осуществления отключения последует ещё одно уведомление. Возобновление поставки услуг в полном объёме производится в течение двух календарных дней с момента полного погашения задолженности. Поставщик услуги должен за месяц предупредить о проведении планово-предупредительного ремонта, об отключениях, вызванных фактом самовольного подключения или использования приборов и оборудования мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем. О плановых перерывах предоставления коммунальных услуг потребитель должен быть проинформирован не менее чем за 10 рабочих дней.

  • Когда включается и когда отключается отопление в жилых домах?

    Начало и завершение отопительного сезона производится Распоряжением (Постановлением Главы Администрации муниципального образования), с учётом среднесуточной температуры наружного воздуха за последнее пять суток. Если ниже + 8гр, то производится подача тепла, если выше + 8гр, то производится отключение.

  • Когда включается и когда отключается отопление в жилых домах?

    Начало и завершение отопительного сезона производится Распоряжением (Постановлением Главы Администрации муниципального образования), с учётом среднесуточной температуры наружного воздуха за последнее пять суток. Если ниже + 8гр, то производится подача тепла, если выше + 8гр, то производится отключение.

Перепланировка

  • Является ли перепланировкой установка металлической двери в квартиру - с наружной стороны?

    Установка металлической входной двери в существующем проеме не является переустройством и не требует разрешения. Направление открывания входных дверей не регламентируется, однако в открытом состоянии дверь не должна препятствовать эвакуации в случае пожара и затруднять доступ к электрощиткам и оборудованию для пожаротушения. При установке новой входной двери следует учесть, что в соответствии с п. 40 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, «В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступление от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир".

  • Нужно ли согласовывать остекление балкона?

    Остекление балконов и лоджий – с точки зрения пункта 1.7 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» – является перепланировкой квартиры и, следовательно, требует согласования в соответствующих инстанциях. Перед тем, как начать остекление своего балкона или лоджии, должны получить разрешение на остекление в инстанциях: БТИ (бюро технической инвентаризации) необходимо предоставить свой проект, на котором будут показаны размещения створок, разрезы по местам примыкания рам к ограждению и перечень материалов основных элементов. АПУ (Архитектурно-планировочное управление). В АПУ решается вопрос об изменении фасада, в том числе изменении конфигурации и цвета оконных переплетов и рисунка балконных ограждений. РОГПН (Районный отдел государственного пожарного надзора УВД). Специалисты РОГПН должны оценить, как балконная конструкция повлияет на огнестойкость здания, на возможность эвакуации людей в случае пожара. Здесь же проверяются используемые технологии на соблюдение противопожарных норм. СЭС (Санитарно-эпидемиологическая станция) проверяют соблюдение санитарных норм, а также соответствие помещения функциональному назначению. ГЖИ (государственная жилищная инспекция) проверяют соответствие выполненного проекта на предмет соответствия нормативам по эксплуатации жилья и СниПам. МВК (межведомственная комиссия). После согласия всех вышеперечисленных инстанций необходимо сдать все документы в районную межведомственную комиссию (как правило, она находится в районной администрации города). МВК выдаёт разрешение на произведение работ по остеклению балкона либо лоджии.

  • Можно ли объединить два смежных жилых помещения в одно?

    Собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение, это регулируется нормами, установленными главой 4 Жилищного кодекса РФ. Границы между смежными помещениями (например, 1-комнатной и 2-комнатной квартирами) могут быть изменены, или эти помещения могут быть разделены на два и более помещения без согласия собственников других помещений в случае, если подобные изменение или раздел не влекут за собой изменение границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме. Обратите внимание на п.2 ст.40 ЖК РФ. «…Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможна без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме». Перепланировка в любом случае должна быть надлежащим образом оформлена.

  • В связи с чем выдаётся отказ в согласовании перепланировки?

    В соответствии со ст. 27 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, выдает отказ в согласовании перепланировки при: - непредставлении соответствующих документов (перечень документов закреплен ст. 26 ЖК РФ), - предоставление документов в ненадлежащий орган, - несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. В отказе органа, осуществляющего согласование, указывается основание с обязательной ссылкой на нарушение. Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке.

  • Как решить вопросы согласования перепланировки в соответствии с законом?

    Порядок согласования перепланировки и переустройства жилого помещения, а также последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения определены Главой 4 Жилищного кодекса РФ. Условия и порядок работ по перепланировке также изложены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, согласно которым недопустимо производство работ, ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов и т.д. В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ «переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения». Перечень документов, необходимых для согласования перепланировки, указан в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Частью 4 ст. 26 ЖК РФ установлено, что решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов не позднее, чем через 45 дней со дня подачи заявления в данный орган. Решение об отказе в перепланировке может быть оспорено заявителем в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Необходимо заметить, что перепланировка и (или) переустройство, не согласованные с органами местного самоуправления, являются самовольными. В этом случае жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии только на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью (ч. 1 ст. 29 ЖК РФ). Самовольная перепланировка и самовольное переустройство влекут также ответственность, предусмотренную ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  • Что является самовольной перепланировкой?

    В соответствии со статьей 26 ЖК РФ самовольной являются перепланировка жилого помещения: • проведённая при отсутствии основания для её проведения (документа (решения) органа осуществляющего согласование перепланировок) • с нарушением проекта перепланировки, подготовленного и оформленного в установленном порядке. При наличии хотя бы одного из этих условий перепланировка будет считаться самовольной.

Общее имущество

  • Что входит в понятие общей площади жилого помещения? Входит ли в общую площадь жилого помещения балкон или лоджия?

    В соответствии с Жилищным кодексом РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы всех частей такого помещения, включая помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

  • Что включается в состав общего имущества многоквартирного дома?

    В состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации и иное инженерное оборудование; б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома; г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и т.п.); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (в том числе, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, газоснабжения – до внутриквартирной разводки, электроснабжения – до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии). Учитывая, что лифты относятся к составу общего имущества многоквартирного дома, затраты на их содержание распределяются между нанимателями жилых помещений и собственниками помещений многоквартирного дома вне зависимости от месторасположения занимаемых указанными лицами жилых помещений и эксплуатации лифта, и включаются в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

  • Что такое надлежащее содержание общего имущества собственников?

    Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме – это поддержание состояния, соответствующего требованиям различных нормативно-правовых актов: в частности, технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиенических нормативов, стандартов и иных документов. Одинаковых многоквартирных домов не бывает. Все дома индивидуальны: имеют свои конструктивные различия и особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества. Состояние многоквартирных домов зависит от условий эксплуатации, места расположения и климата. Собственники помещений вправе самостоятельно содержать общее имущество или привлекать иных лиц для содержания общего имущества с учётом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Управление домом

  • Какие сроки установлены для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

    Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Неиспользование собственниками, нанимателями жилых помещений и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

  • Если нарушены жилищные права гражданина, то в какой орган ему следует обратиться за помощью?

    Жилищный кодекс РФ устанавливает возможность защиты нарушенных жилищных прав в судебном порядке. В суде могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные решения государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Так же гражданин для восстановления и защиты нарушенных жилищных прав может обратиться в органы государственной жилищной инспекции (ГЖИ), главной задачей которой является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг.

  • Кто определяет объём и стоимость жилищных услуг? И кто устанавливает первоочередные работы – жильцы или управляющая организация?

    Если на коммунальные тарифы жители влиять не в праве, то стоимость работ по содержанию и ремонту дома, а также перечень и цену каких-либо дополнительных услуг определяют собственники помещений (п. 2, ст. 44 ЖК РФ). Что касается первоочередных работ, то это решение совместное – управляющей компании и жильцов. Управляющая компания может предложить график работ, а жильцы с ним либо согласиться, либо нет.

  • Какие документы регламентируют предоставление жилищно-коммунальных услуг?

    Прежде всего договор. Собственники, жильем которых управляет специализированная компания, заключают договор с данной организацией; собственники, решившие управлять самостоятельно, имеют договора непосредственно с поставщиками услуг. Если в доме создано товарищество собственников жилья или домом управляет жилищно-строительный кооператив, соответствующим документом является решение общего собрания. Теперь о законодательной базе. Прежде всего, это Жилищный кодекс Российской Федерации. Иметь его и знать хотя бы основные положения важно любому собственнику, заинтересованному в эффективной эксплуатации и сохранности своего жилья. Постановление Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года утвердило правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг; постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. ( в ред. От 27.08.2012 г.); постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года утвердило правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения платы в случае оказания услуги ненадлежащего качества. И еще один подробный, поэтому объемный, документ, способный пролить свет на организацию оказания жилищных услуг - Постановление Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года о правилах и нормах эксплуатации жилищного фонда.

  • На какой срок может быть заключен договор управления многоквартирным домом?

    Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, если договор управления заключен на основании результатов проведённого открытого конкурса по отбору управляющей организации, на срок не менее чем один год и не более чем три года.

  • Что такое управление многоквартирным домом?

    Управление многоквартирным домом – это деятельность собственников помещений или уполномоченных ими организаций по его эксплуатации и улучшению. В Жилищном кодексе РФ в качестве целей управления указаны: обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание и пользование общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг. Традиционно под управлением понимаются все формы и способы воздействия субъекта на объект. В рамках жилищных отношений субъектом управления являются собственники многоквартирного дома, а объектом управления – многоквартирный дом, состоящий из жилых помещений (квартиры и комнаты) и нежилых. Кроме этого в составе многоквартирного дома имеется общее имущество собственников.

  • Что такое непосредственное управление многоквартирным домом?

    Непосредственное управление – это управление без посредников, самостоятельно, под свою ответственность. Непосредственный способ управления изначально предназначался для домов с небольшим количеством квартир, в которых собственники могут без затруднений собираться на общее собрание. При таком способе каждый из собственников самостоятельно заключает договоры на поставку тепла, электроэнергии, воды, газа и водоотведение. Договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме собственники помещений заключают на основании решений общего собрания. От имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами может действовать один из собственников помещений или иное лицо, имеющее доверенность в письменной форме, выданную ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

  • Какие бывают способы управления многоквартирным домом?

    Управление многоквартирным домом может осуществляться тем или иным порядком с использованием различных методов, то есть разными способами. В жилищном кодексе выделены следующие способы, один из которых обязаны выбрать собственники: • непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; • управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; • управление управляющей организацией. Способ управления может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания.

  • Что такое реализация выбранного способа управления?

    При непосредственном управлении реализация выбранного способа подтверждается заключением собственниками помещений или уполномоченным ими лицом договоров, предусмотренных Жилищным кодексом РФ. При выборе способа управления товариществом собственников жилья или потребительским кооперативом критериями реализации будет получение свидетельства о государственной регистрации товарищество собственников жилья или жилищного кооператива и наличие заявлений о членстве в товариществе собственников жилья от собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов. Если собственники помещений выбрали на общем собрании способ управления управляющей организацией, но не выбрали конкретную организацию или не заключили с выбранной управляющей организацией договор управления, то способ управления не будет считаться реализованным.

Капитальный ремонт

  • Что входит в перечень работ, относящихся к капитальному ремонту жилых домов?

    В перечень работ, относящихся к капитальному ремонту жилых домов, входят: • Обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ). • Ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов). • Модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учётом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м., ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50% и др. • Утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров); • Замена внутриквартальных инженерных сетей. • Установка приборов учёта расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей). • Переустройство невентилируемых совмещенных крыш. • Авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий с полной или частичной заменой перекрытий и перепланировкой. • Технический надзор в случаях, когда в органах местного самоуправления, организациях созданы подразделения по техническому надзору за капитальным ремонтом жилищного фонда. • Ремонт встроенных помещений в зданиях.

  • Что необходимо сделать собственникам, чтобы провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме?

    В соответствии со ст.44 Жилищного Кодекса РФ решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома принимается на общем собрании собственников. Собственники представляют управляющей организации протокол общего собрания о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. В протоколе о принятии такого решения должна быть отражена следующая информация: оплата расходов на капитальный ремонт, срок начала капитального ремонта, необходимый объём работ. В свою очередь, управляющая организация подготавливает все необходимые документы для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе предлагает на рассмотрение и утверждение собственникам смету на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. В том случае, если собственники заранее уведомляют управляющую организацию о проведении общего собрания по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, управляющая организация может предложить одновременно принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и утвердить смету на капитальный ремонт.

Содержание жилья

  • Кто принимает решение о ремонте дороги перед домом?

    В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (в том числе дорога перед домом) (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Согласно пункту 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила), при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре (откуда будет видно относится ли дорога перед домом к общему имуществу). Согласно статье 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, включает в себя, в том числе плату за услуги и работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии со статьей 158 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учётом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объёме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Таким образом, для проведения ремонта общего имущества в многоквартирном доме (в частности дороги перед домом, в том случае если она входит в состав общего имущества) необходимо принять решение о проведении соответствующего ремонта на общем собрании собственников жилого помещения в многоквартирном доме. Ремонт производится за счёт платы за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе платы за капитальный ремонт), вносимой собственниками жилых помещений.

  • Какие органы уполномочены устанавливать размер платы за жилое помещение?

    Полномочиями по установлению размера платы за жилое помещение наделены: 1. Органы местного самоуправления – в отношении: а) размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений; б) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом либо которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. 2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (далее – общее собрание) – в отношении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. Указанный размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания. 3. Органы управления товарищества собственников жилья, органы управления жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее – жилищный кооператив) в соответствии с их уставами – в отношении размера обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив, вносят плату за жилое помещение в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом.

  • Что включается в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения?

    Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: а) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; б) плату за коммунальные услуги: а) холодное водоснабжение; б) горячее водоснабжение; в) водоотведение; г) электроснабжение; д) газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах); е) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

  • Какой порядок подготовки жилого дома к зиме?

    По результатам прошедшего отопительного сезона по каждому дому составляются мероприятия с указанием видов, объёмов и сроком работ, при этом обязательными работами являются: • промывка и опрессовка системы отопления, при необходимости - ремонт или замена запорной арматуры; • теплового контура (остекление, ремонт дверей, окон, утепление чердаков, подвалов); • подготовка крыши (ремонт кровельного покрытия, прочистка ливнестоков); • ремонт и ревизия внутридомового электрооборудования. Готовность жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период определяется комиссией, в состав которой входят представители дома (старшие по дому), с составлением паспорта готовности дома к зиме, утвержденного администрацией муниципального образования. Жилищная инспекция при проведении проверок всегда проверяет, оформлены ли паспорта и соответствуют ли внесенные данные фактическому состоянию дома.

  • Кто и за чей счёт должен устранять строительные недостатки обнаруженные в ходе эксплуатации жилого дома, дом сдан два года назад?

    В соответствии со статьями 755 и 756 Гражданского кодекса РФ обязанность по устранению строительных недостатков, обнаруженных в течение гарантийного срока, возлагается на застройщика жилого дома. При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 указанного выше Кодекса, составляет пять лет. В случае не устранения по обращению заявителя строительных недостатков застройщиком жилого дома, заявитель как заинтересованное лицо в соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.

  • Как нужно зафиксировать факт не предоставления услуги или предоставления ее ненадлежащего качества для того, чтобы был произведен перерасчёт?

    В первую очередь необходимо уведомить аварийно-диспетчерскую службу. Это можно сделать как в письменной форме, так и в устной (в том числе по телефону). Необходимо сообщить свое имя, адрес, а также изложить суть проблемы. В свою очередь сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить свое имя, регистрационный номер заявки и время её приёма. Далее процедура прописана таким образом: если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины происшедшего, он обязан сообщить о них и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации. Эта отметка и будет являться основанием для признания факта не предоставления услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины происшедшего, он должен согласовать с потребителем точное время и дату установления факта или согласовать время и дату проверки качества предоставления услуги. По результатам проверки составляется акт (исполнителем по договору предоставления услуги), он подписывается потребителем услуги и исполнителем по договору предоставления услуги. Если эти две стороны не приходят к единому мнению, то они назначают новое время для проведения экспертизы, на которую теперь уже приглашаются представители Государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей.

  • Должен ли житель платить квартплату, если не работает лифт, не вывозят мусор, не убирается подъезд?

    Согласно пункту 66 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 года № 354 (далее Правила) плата за жильё и коммунальные услуги вносится ежемесячно, не позднее десятого числа каждого месяца, следующего за прошедшим месяцем, если иное не установлено законодательством или договором. Если имеются недостатки в качестве или количестве предоставляемых услуг, потребитель вправе потребовать от поставщика услуг уменьшения платы за услуги. Порядок снижения оплаты за не оказанные услуги разрабатывается отдельно по каждому муниципальному образованию. Существует примерно следующий порядок: житель обращается письменно в эксплуатирующую организацию с указанием вида и срока отсутствия или недопоставки услуги. Организация в течение месяца рассматривает заявление с принятием решения по перерасчету или дает письменный ответ с обоснованием отказа в перерасчете. Если заявитель не согласен с ответом, он вправе обратиться в вышестоящие организации, в судебные органы или в Жилищную инспекцию.

  • В каком случае услуга может быть признана услугой ненадлежащего качества?

    К каждой услуге требования свои. Начнём с водоснабжения. Качественное водоснабжение (холодное и горячее) должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи воды: 8 часов (суммарно) в течение месяца, не более 4 часов единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – не более 24 часов. За каждый час превышения допустимой продолжительности размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента. Отклонение норм давления, а также состава свойств холодной и горячей воды не допускается. В случае выявления данных нарушений также производится перерасчёт. Температура горячей воды должна быть не менее 50 С, допустимое отклонение в ночное время не более 5 градусов, в дневное – не более 3. Далее об электроснабжении. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения – не более 2 часов при наличии двух независимых источников питания и не более 24 часов при наличии одного источника питания. За каждый час превышения допустимой продолжительности размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента. Не допускается отклонение напряжения от действующих федеральных стандартов, снижение размера платы в данном случае происходит также на 0,15 процента за каждый час поставки услуги ненадлежащего качества. Газоснабжение должно быть также круглосуточным и бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва не более 4 часов (суммарно) в течение месяца. За каждый превышающий данный перерыв час размер платы снижается на 0,15 процента. Услуга отопления поставляется по следующим параметрам: начало и окончание отопительного периода определяется местным органом власти (напомним: начало отопительного сезона устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 8 С, а конец отопительного периода при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 8 С в течение пяти суток подряд). Если в доме автономная система отопления — сроки начала и окончания отопительного сезона определяют собственники помещений. Температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже 18 С, в угловых комнатах — не ниже 20 С. Причём допустимое снижение температуры в ночное время — не более 3 градусов, допустимое превышение – не более 4 градусов. Допустимая продолжительность перерыва отопления не должна превышать 24 часов (суммарно) в течение одного месяца, и 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 до 18 градусов, 8 часов — при температуре в квартире от 10 до 12 градусов, 4 часов — при температуре от 8 до 10 градусов. За каждый час, превышающий допустимую продолжительность, или за каждый час отклонения температурных показателей размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента. Поставка жилищных услуг (управление жилищным фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, санитарному содержанию, сбору и вывозу бытовых отходов, благоустройству придомовой территории и т.д.) регулируется следующим образом. Общее собрание собственников самостоятельно решает с какой периодичностью и как будут оказываться эти услуги, сколько это будет стоить. Можно ограничиться поддержанием порядка в соответствии с принятыми правилами и нормами, а можно изменить структуру оказываемых услуг, обеспечив жителям более комфортные условия проживания.

Оплата ЖКУ Оплата услуг
    Подходящие дома
      Квартиры
      Закрыть заявку
      Заявка в диспетчерскую
      Подходящие дома
        Квартиры
          Перетащите сюда фотографии
          или загрузите с устройства
          Максимум 5 фотографий
          Мы свяжемся с вами в течение суток
          Нажимая на кнопку, вы даете своё согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c  политикой конфиденциальности.
          Закрыть заявку
          Стать партнёром
          Перетащите сюда документы
          или загрузите с устройства
          Вы можете загрузить до 20 файлов. Максимальный размер всех вложений 20 Мб
          Файлы в формате Excel и PDF
          Мы свяжемся с вами после рассмотрения вашего предложения
          Нажимая на кнопку, вы даете своё согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c  политикой конфиденциальности.
          Закрыть окно
          ДЛЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ВОПРОСОВ
          Подходящие дома
            Перетащите сюда фотографии
            или загрузите с устройства
            Максимум 5 фотографий
            Мы свяжемся с вами в течение суток
            Нажимая на кнопку, вы даете своё согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c  политикой конфиденциальности.